Чтобы соответствовать евростандартам, уровень выбросов ТЭС надо сократить в 20 раз всего за 5 лет
За дешевую электроэнергию Украинцы платят своим здоровьем. Электростанции, построенные еще в шестидесятых годах по проектам, разработанным в 50-х, давно отработали свой ресурс. Тогда никто особенно не занимался ни их экономичностью, ни экологией. Как следствие, выбросы украинских электростанций иногда превышают нормативы. А сами энергоблоки спроектированы таким образом, что на них теперь практически невозможно установить эффективное серо - и азотоочисне оборудования. Об этом шла речь во время круглого стола на тему «Решение экологических проблем теплогенерации Украины как залог обеспечения национальной энергонезависимости», который состоялся в Орлове Ивано-Франковской области. Янтарь выбрали не случайно - ведь здесь расположена одна из крупнейших тепловых электростанций в Украине.
Без национальной «дорожной карты» предприятия не знают, куда двигаться
«В Орлове произошло событие, которое по значимости выходит за пределы города или области. Народные депутаты, власть, общественность, эксперты, компания ДТЭК коснулись актуальной темы - выполнение Украиной обязательств перед Европой в сфере улучшения экологических показателей тепловой генерации. Дискуссия, которая состоялась, еще раз показала, что для ответов на вызовы, стоящие перед страной, различные ветви власти, бизнес и общественность готовы объединиться и эффективно взаимодействовать, независимо от политических взглядов », - заявил мэр города Петр Курляк.
В 2010 году, во время присоединения к Европейскому энергетическому сообществу, Украина взяла на себя обязательства выполнить Директиву по экологическим стандартам. Сделать это надо до 2018 года, а в Украине до сих пор даже не утвердили «дорожной карты» или национальной энергетической стратегии, чтобы участникам рынке было понятно, куда двигаться. Поэтому уже сейчас понятно, что эту директиву за пять лет выполнить не удастся.
«По нашим расчетам, стоимость этих мероприятий превышает 12000000000 долларов. Но здесь вопрос даже не в деньгах, а в том, насколько технически возможно осуществить эти мероприятия, - говорит генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко. - Наши специалисты осмотрели ситуацию по нашим электростанциях, и я могу с уверенностью сказать, что на сегодня технического решения по азота - и сероочистки нет. Нет понимания, как сегодня все это финансировать. Нету национального плана, как мы будем выполнять эти обязательства в ближайшие 10-15 лет. Поэтому сейчас важно сдвинуть ситуацию с мертвой точки и представить какие-то идеи и предложения для национального плана выполнения обязательств настоящей Директивы. Это жизненная необходимость для Украины. И не ради того, чтобы выполнить эти обязательства, а ради наших людей, городов и тех, кто живет на территории размещения электростанций ».
Кроме устаревшего оборудования, на объеме выбросов украинских тепловых сказывается и низкое качество украинского угля. Оно имеет повышенное содержание серы - время 2-3%, тогда как европейские ТЭС используют уголь с содержанием серы 1-1,5%. Итак, оборудованию, которое может улавливать такие выбросы серы, надо уделить особое внимание. Но как это сделать? По словам руководителя Департамента по экологической безопасности ДТЭК Ирины Вербицкой, пока решения этой проблемы не видят ни экологи, ни государство. Сейчас на ТЭС за год собирается 933 000 тонн золошлаковых отходов. Если сероочистной оборудования - то появится еще примерно 800 000 тонн отходов, с которыми не известно что делать. Поэтому экологические проблемы нельзя сваливать только на предприятия. Проблему надо решать комплексно, привлекая научные институты, которые будут разрабатывать проекты утилизации этих отходов, искать потенциальных инвесторов.
«Белый дым» на Бурштынской ТЭС появится через несколько лет
По словам председателя Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Иры ны Сех, среди десяти предприятий - крупнейших загрязнителей в Ивано-Франковской области есть и Бурштынская ТЭС - по показаниям загрязнения воздуха и образованием отходов. «Если отходы можно каким-то образом захоронить, то загрязненный воздух не знает границ. Объем выбросов в атмосферу в расчете на одного человека в Донецке превышает норму в три раза, в Ивано-Франковской - в 2,2 раза », - говорит Ирина Сех. Конечно, это не может не сказываться на здоровье людей.
«Мы всегда чувствовали присутствие Бурштынской ТЭС. С самого начала ее работы - с 60-х годов, - говорит Петр Курляк. - Хочу сказать, что в последнее время все-таки экология у нас немножко улучшилась, поскольку за последние годы установили четыре новые электрофильтры на четырех блоках. Доказательством этого является то, что в нашем озере появились раки, начали давать огурцы, помидоры, цветут вишни ». Люди определяют уровень выбросов «на глаз» - по тому, который дым идет из трубы электростанции. В идеале он должен быть белым. В ДТЭК обещают, что белый дым пойдет из трубы через несколько лет. Компания планирует ежегодно реконструировать один энергоблок. Все реконструкции включают строительство новых ловушек пыли. Это означает, что за пять-семь лет электростанция будет выполнять стандарты Европейского Союза по выбросам. Скорее сделать это нереально, поскольку украинское законодательство запрещает выводить на реконструкцию более одного энергоблока в год.
Экология - мерило европейской жизни
«ДТЭК очень активно сотрудничает с Академией наук Украины по разработке украинских технологий, которые помогают нам решать экологические проблемы. Я уверяю вас, что мы очень серьезно относимся к экологическим вопросам. Мы хотим быть примером для других крупных компаний, понимая, что без инвестиций, без серьезной дискуссии, без применения новых технологий нет будущего ни у нашего бизнеса, ни в украинской экономики, ни будущего у наших детей, - заявил Максим Тимченко. - Когда мы говорим о вступлении Украины в Европейский Союз и о нашем желании жить по европейским стандартам, то экология должна быть мерилом того, а живем мы по-европейски. Это позиция нашей компании и нашего акционера Рината Ахметова ».
Впрочем, для всех этих экологических мероприятий нужны средства. И немалые. Установление серо - и азотоочисного оборудования на старый энергоблок обходится практически в такую же сумму, как строительство нового энергоблока. ДТЭК выиграл грант Агентства по торговле и развитию США (USTDA) на строительство четырех современных энергоблоков на Бурштынской ТЭС. Но чтобы установить современное оборудование на все украинские электростанции, нельзя рассчитывать только на гранты. Теоретически, деньги на улучшение экологии должны возвращать электростанциям из бюджета - за счет экологического налога. Ведь ставки экологического налога выросли с 50% в 2012 году до 75% в 2013 году. В 2014 году она увеличится до 100%. А куда потом идут эти средства - непонятно. Механизм их распределения непрозрачен. Более того, эти средства планируется возвращать предприятиям на конкурсной основе. То есть платят все, а возвращают - по конкурсу.
«Бурштынская ТЭС заплатила в прошлом году 230 000 000 эконалог. Возникает вопрос, как расходуются эти деньги. К сожалению, не принят порядок возврата этих средств на территорию присутствия налогоплательщика для четкой расходы этих средств. Этот вопрос поднимается на национальном уровне - нужна ясность и прозрачность. Если компании, которые работают в нашей отрасли и других, платят миллиарды гривен экологического налога, то мы с вами должны быть уверены, что эти деньги идут именно на экологические мероприятия. Надеюсь, что коллеги меня поддержат и мы в ближайшее время сможем увидеть порядок в распределении Экоденьги и контроль над тем, как их используют », - сказал Максим Тимченко.
С тем, что средства от экологического налога предприятий должны использоваться на той территории, которую эти предприятия загрязняют, соглашается и Ирина Сех. Она даже инициирует соответствующие изменения в бюджетный кодекс. «Сейчас 70% налога направляются к центру, в Киев, и 30% остаются на местах. Моя же предложение, чтобы это было наоборот, - говорит Ирина Сех. - Никто больше, чем на местах, не знает проблем, в частности экологических. Поэтому об эффективном использовании средств может идти речь только тогда, когда их использовать на местах. Те предприятия, которые платят налоги, должны получать эти средства. Это будет правильно и эффективно с пользой для людей, которые здесь живут и работают ».
Директива ЕС -мисия невыполнима?
Пока эксперты, политики и участники рынка пытаются внести прозрачность в эти схемы, время идет. Сейчас уже понятно, что к 2018 году выполнить Директиву ЕС не удастся, ведь для этого выбросы надо уменьшить почти в двадцать раз. Поэтому надо честно признать это перед энергетическим сообществом и совместно разработать план действий. Если Украина этого не сделает уже сейчас, а ждать до 2018 года, к ней могут применить санкции вплоть до остановки членства в Энергосообщество. «Поэтому сегодня важно для государства в лице Кабинета Министров и соответствующего комитета начинать активный диалог с Энергосообщество по созданию дорожной карты и национального плана, как и в какие сроки мы сможем эти обязательства выполнить, - говорит Максим Тимченко.
Информация представлена львовским информационным агенством - Высокий Замок.