Из-за того, что украинцы вынуждены экономить на еде, отоплении и лечении, уже к 2050 году нас может остаться только 25 млн.
Гривна падает, цены растут, поэтому украинцы все меньше и меньше покупают. По данным Госстата, оборот розничной торговли за январь этого года упал на 1,4% по сравнению с январем прошлого года. За прошлый год оборот торговли сократился на 20,7%, за 2014-й - на 9%. То есть сейчас мы покупаем примерно на треть меньше, чем два года назад. А это - очень тревожный сигнал для экономики. Ведь чем меньше мы покупаем, тем меньше начинают производить. Если производитель сокращает производство, он сокращает количество работников, следовательно, бедных становится еще больше ...
«Если сравнивать данные Госстата по средней зарплате за декабрь 2013 года и декабрь 2015-го годов, то номинально она выросла на 20%. Но реальная зарплата за этот период упала на 32%. То есть несмотря на то, что денег мы получаем больше, купить за них можем на треть меньше, чем два года назад », - говорит эксперт« Открытого аудита »Андрей Виригинський.
«Сокращение покупательной способности бьет по всему бизнесу, а особенно - по мелкому и среднему. Ведь такие предприятия больше зависят от внутреннего потребителя, поскольку не имеют выходов на внешние рынки, - говорит председатель регионального совета предпринимателей в Львовской области Ростислав Сорока. - К сожалению, сейчас практически не программ поддержки бизнеса со стороны государства. В ЕС бизнес может рассчитывать на поддержку со стороны государства на новые разработки, на рекламу нового продукта, на техническое переоснащение. Одним из инструментов государственной политики могло бы стать стимулирование спроса на отечественные товары и услуги. Ведь в условиях обнищания населения даже если предприниматель предлагает качественный товар, у него возникают проблемы со сбытом. Как вариант государственной поддержки могли бы быть программы кредитования или государственные заказы на товары и услуги. К сожалению, малый и средний бизнес часто не имеет возможности участвовать в тендерах или, тем более, побеждать. Структура экономики не изменилась. Финансово-промышленные группы как были, так и остались. Конечно, и в них прибыли уменьшились, несмотря на это, у них остался влияние и возможность лоббировать свои интересы во власти, тогда как мелким предпринимателям приходится барахтаться самостоятельно ».
Развития мелкого и среднего
По мнению Андрея Виригинського, для развития мелкого и среднего бизнеса надо стимулировать внутренний спрос. То есть надо позаботиться о том, чтобы у людей появилась возможность покупать товары и услуги. Для этого есть два способа. Первый: повысить официальные доходы населения. Впрочем, сделать это сейчас проблематично, ведь предприятия также переживают трудные времена и не имеют возможности платить людям больше. Второй способ, проверенный во многих странах, - это стимуляция кредитования. «В США во время кризиса 2008 года минимизировали процентную ставку по кредитам. Людям выдавали дешевые деньги на длительный срок. Это стимулировало спрос на товары и услуги, а спрос стимулировал производство. Это стимулировало оборот денег - производители наращивали производство, повышали зарплату работникам, а люди тратили больше. Это замкнутый цикл. Но в США финансовые учреждения имели возможность предоставлять дешевые займы. В Украине процентные ставки по кредитам - 22-25%. НБУ не снижает учетную ставку, следовательно, банки не могут привлечь дешевые средства. А чтобы бизнес мог позволить себе кредит под такие проценты, его рентабельность должна быть 40-50%. В нынешних условиях это нереально. Поэтому предприятия не имеют возможности инвестировать в новое оборудование, а без инвестиций невозможно удешевить производство, что сейчас крайне необходимо. Потребительское кредитование сейчас также практически заморожено. Банки не рискуют предоставлять кредиты, даже несмотря на то, что имеют достаточно накопленных ресурсов, поскольку при такой экономической ситуации нет гарантий возврата средств ».
Падение покупательной способности
Впрочем, падение покупательной способности - проблема не только экономическая, но и демографическая. Украинцы, которые взорвали свое здоровье из-за безденежья в 90-х, сейчас снова вынуждены экономить на вещах первой необходимости. По исследованиям Украинского клуба агробизнеса, если ориентироваться на рекомендации Минздрава относительно основных норм продуктов питания (которые и так далеки от норм здорового питания), то Украинцы вкладываются в нормы потребления только дешевых продуктов или тех, которые население массово производит самостоятельно (хлеб, картофель, овощи , бахчевые и т.д.). Зато потребление мяса, молока и молочных продуктов плодов, ягод, рыбы «не дотягивает» до норм на 35-45%. Если же питаться по нормам, то только на еду семья должна тратить по 961-1093 гривны на одного человека. И то расчет проводили по ценам на сентябрь 2015 года. А для удовлетворения минимальных потребностей одного человека в месяц необходимо от 3200 до 4200 гривен, при условии наличия у него собственного жилья и отсутствия автомобиля. И это при том, что из расчета исключены расходы на развлечения и отдых, образование и сбережения ... То есть семья из двух взрослых и двух детей должна зарабатывали не менее 13 000 гривен в месяц.
«В такой ситуации с 2013 года в Украине снова начала сокращаться рождаемость - на 100-120 тысяч детей. Молодые семьи не рискуют рожать, поскольку не уверены, что смогут обеспечить детей, - говорит Андрей Виригинський. - Если начинаем экономить на еде, на отоплении и т.п., это не может не сказаться на здоровье нации. Для бюджета Пенсионного фонда это позитив, ведь меньше продолжительность жизни при потенциальном повышении пенсионного возраста позволит им сэкономить средства. С другой стороны, будет недостаток трудоспособных лиц. Есть прогноз ООН, согласно которому к 2050 году население Украины может сократиться до 25-30 миллионов. К сожалению, во власти не понимают, что бедность нации - это смерть нации. Сэкономив сейчас миллиард бюджетных денег, лет через десять будем иметь значительно более глобальные проблемы ».