Имеешь огород — уже не безработный

Директор Львовского областного центра занятости о реальных масштабах безработицы, когда начнут сокращать бюджетников и почему так трудно найти работу для переселенцев.

Более 60 человек на одно рабочее место. И это не какой-то страшный прогноз. Такая ситуация уже есть в некоторых районах Львовщины. Несмотря на отсутствие работы в селах, государство не считает большинство крестьян безработными. Почему? Об этом рассказал «ВЗ» директор Львовского областного центра занятости Василий Барилюк.

- Министр соцполитики Павел Розенко заявил, что в Украине 56% трудоспособных лиц не имеют постоянной работы. Насколько такая цифра соответствует действительности?

- У нас есть некоторая путаница с расчетами. Официальная статистика уровень безработицы определяет как соотношение численности лиц, состоящих на учете в центрах занятости, к общей численности трудоспособного населения. На Львовщине эта цифра составляет 1,4%. Она явно не корректна, поскольку не все, кто остался без работы, обращаются в центры занятости. Многие не могут получить статус безработного, скажем, проживающие в сельской местности и члены личного крестьянского хозяйства. То есть если вы дом, несколько соток огорода, в течение года перед обращением в центр занятости не работали более шести месяцев - по законодательству вы уже считаетесь занятой лицом и можете себя прокормить. Более того, все, кто с вами прописан, тоже члены ОСГ. Еще одна проблема: у нас считается занятой человек, работающий даже на 0,25 ставки. Понятно, что на такие деньги никто не выживет. Есть еще методология Международной организации труда, когда уровень безработицы определяется путем опроса граждан в возрасте от 15 до 70 лет на улице. По ней у нас уровень безработицы 9,3%. Мы для себя делаем такой анализ: берем количество лиц трудоспособного возраста в каждом районе и сравниваем с количеством тех, кто платит единый социальный взнос. Цифры грустные. Например, в Золочевском районе с 40 000 жителей трудоспособного возраста взносы в Пенсионный фонд платит только восемь тысяч! Все остальное - теневая занятость и лица, выехавшие на заработки за границу.

- Как много людей, которые были уволены в связи с сокращением штатов, в этом году стали на учет?

- Очень мало - в пределах 6% от общего количества. Даже если человека фактически сократили, работодатель пытается это оформить как увольнение по соглашению сторон. Фирма должна за два месяца предупредить работника о сокращении, а после освобождения выплатить расчетные и компенсацию - зарплату за месяц. А никто этого не хочет делать. Впрочем, если говорить о динамике, то численность зарегистрированных безработных по сравнению с прошлым годом даже уменьшилось на 2000 человек. Казалось бы, это нелогично, ведь предприятия сокращают производство, идет война. Дело в том, что спад начался еще в 2013 году - рабочие места начали сокращать еще тогда. По закону, пособие по безработице выплачивается максимум до года (в среднем мы стараемся трудоустроить своих клиентов в течение шести месяцев). И когда безработный теряет возможность получать помощь, то ему нет смысла находиться дальше на учете, и лицо снимается с регистрации. Это также влияет на состояние официального уровня безработицы.

Количество трудоустроенных центром занятости лиц не увеличивается. Но если два года назад мы укомплектовали каждую шестую вакансию, то сейчас - каждый пятый: среди 100 трудоустроенных 20 получили работу именно благодаря центра занятости. То есть мы начали работать лучше, хотя ситуация на рынке хуже.

- За счет чего центр занятости начал работать лучше?

- Во-первых, повысили требования к персоналу. Во-вторых, служба переживает модернизацию. Это стрессовая ситуация для коллектива. Речь идет о том, что неэффективные специалисты будут вынуждены пересесть из кресла консультанта в кресло безработного. Это существенно мобилизовало коллектив. Уже с января служба занятости станет агентством и будет не только помогать искать работу, но и участвовать в создании рабочих мест. Есть ряд предложений в законодательство, которые будут способствовать созданию новых рабочих мест, особенно на селе. Даже несмотря на то, что многие жители сельской местности не могут стать на учет, 40% безработных у нас - из деревни. Если в среднем на одну вакансию в области претендует 12 человек, то есть районы, где по должности конкурируют более 60 человек! И речь не только о горные районы, а, например, Жидачевский или Жолковский районы. Ситуация ухудшается, поэтому мы предлагаем совместные программы для местных бюджетов, которые благодаря централизации получили больше. Их можно частично использовать на создание рабочих мест. К примеру, у частного предпринимателя или фермера из 15-20 человек всего пять трудятся официально, а у него миллион кредита под 30% годовых. Фактически он работает на банк. Если бы мы (частично фонд, частично местный бюджет) могли компенсировать эту процентную ставку, предприниматель мог бы на сэкономленные деньги официально трудоустроить наемную рабочую силу. От этого выиграл бы и местный бюджет, потому что к нему бы поступали отчисления с зарплаты, и работник, который бы вместо пособия по безработице получал зарплату, ему бы считался стаж. Мы не должны быть службой по выплате пособия по безработице, а центром трудоустройства. К сожалению, большинство наших клиентов хотят как можно дольше получать пособие по безработице. И только когда те выплаты заканчиваются, начинают активно искать работу.

- Правительство анонсировало, что в этом году должны сократить до 100 000 бюджетников. Много бюджетников уже пополнили ряды безработных?

- Смотрите, с марта этого года сотрудники Государственной службы занятости потеряли статус госслужащих. То есть общее количество госслужащих сократилось на 15 000. Мы также не принадлежим к бюджетников, поскольку наша служба финансируется не из бюджета, а из Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Существенного сокращения бюджетников мы пока не заметили, и вряд ли на это пойдут к выборам. Должна быть реформа местного самоуправления, и тогда уже местные власти определять целесообразность существования тех или иных учреждений - школы, больницы укрупнять, объединять. В нашей области есть случаи, когда в девятилетней школе учатся менее пятидесяти учащихся и работают пятнадцать учителей. Некоего Арабские Эмираты не позволяют!

- Часто за помощью в Центр занятости обращаются переселенцы?

- За все время услуги центров занятости Львовщины получили 1448 вынужденно переселенных лиц. Из них трудоустроено более 370 Это небольшая доля. Усложняется для них поиск работы через две проблемы. Первая - специфика профессий. В основном внутренние мигранты работали на предприятиях горнорудной, химической промышленности, а эти отрасли на Львовщине не развиты. А по закону мы обязаны предоставить человеку аналогичную работу. Вторая - они переехали из регионов, где средний уровень зарплаты значительно выше, чем на Львовщине, а центр занятости должен предложить трудоустройство с такой же наградой, которая была у лица по предыдущему месту работы. Поэтому первые полгода переселенцы просто получают выплату пособий по безработице. Только после полугода мы можем предлагать им работу с меньшей оплатой труда или переквалификацию. Где-то процентов 15% возвращаются обратно или хотя бы ближе, где больше шансов найти работу по специальности.

- Большинство молодых людей теперь ищут работу через специальные интернет-порталы. Не думали о том, чтобы объединить с ними базы данных? Или чтобы человек, потерявший работу, могла подать заявку в центр занятости как резюме на сайте - через Интернет?

- На нашем сайте есть полная база данных вакансий по всей Украине. И ее можно просматривать из дома. Проблема в том, что крупные компании, банки не хотят подавать нам свои вакансии, поскольку считают, что через центр занятости работу ищут работники низкой квалификации. Хотя это далеко не так. Не спорю, всего трудоустраиваем людей на рабочие профессии. Но среди безработных есть много высококвалифицированных специалистов, потерявших работу из-за того, что сократили должность или предприятие прекратило деятельность. Хотим, чтобы на законодательном уровне закрепили обязанность работодателя подавать данные о вакансиях в центр занятости. Они не будут обязаны трудоустраивать тех, кого направлять центр занятости, однако люди будут иметь информацию обо всех вакансиях, и это упростит поиск работы.

wz.lviv.ua

Комментирование временно запрещено