Александр Сугоняко: «Мы — валютные пьяницы»

Председатель Ассоциации украинских банков убежден: если не увеличим внутреннее производство, стабилизировать гривну не удастся
Украинские гривны исполнилось 18 лет. 2 сентября 1996 началась денежная реформа - купонокарбованцы начали обменивать на гривны, и за две недели гривня стала единственным платежным средством. К сожалению, свое совершеннолетие гривна празднует не у лучшем положении. После рекордного падения в 14,80 гривны за доллар, которое состоялось в августе, вернуть курс в более или менее приемлемый коридор помог транш МВФ. Украина выделили 1,4 миллиарда долларов помощи. В МВФ порадовали - третий и четвертый транш могут объединить, и очередную порцию валютной помощи Украина может получить уже в декабре. Помогут деньги и обещания МВФ вместе с жесткими административными ограничениями Нацбанка укрепить гривну? Но стоит мечтать о возвращении курса хотя бы до 10 гривен за доллар? Об этом - в разговоре с председателем Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко.

 

Мы - валютные пьяницы
- Колебания курса на межбанке - это не главное, - говорит Александр Сугоняко. - Давайте смотреть глубже. Гривну ввели в 1996 году. И я имел к этой реформе непосредственное отношение.
Тогда курс был 1,76 гривны за доллар. Затем он упал до четырех гривен, потом долгое время был 5,05, а дальше восемь, двенадцать гривен за доллар ... Есть постоянную тенденцию к девальвации гривны. Курсовая стабильность была искусственной. Курс держали за счет сжигания золотовалютных резервов, наращивание долгов. Сегодня мы сожалеем по вчерашней стабильностью гривны, но за нее платили. И платили дорого. Нельзя ждать, что будет стабильной валюта страны, которая гораздо больше покупает за рубежом, чем продает. За прошлый год мы купили товаров на 16,4 миллиарда долларов больше, чем продали. Вопрос, а где мы взяли деньги? Средств, которые мы получили за наши товары и услуги, не хватило бы, чтобы купить все эти импортные товары. Эти деньги - внешние займы и золотовалютные резервы, которые у нас в то время были. Мы - валютные пьяницы. Заняли-пропили - и снова думаем, где одолжить. Деньги МВФ для нас - как рюмка для пьяницы. Так, на время ему перестанут трястись руки. Но только на время. То есть курс сейчас стабилизируется, но временно.
- Со 2 сентября вступило в силу постановление НБУ, затрудняет доступ Украинская к валюте. Наличные переводы из-за границы обязательно должны переводить в гривну, снять с карточки можно только гривны. Те, кто имеет валютные депозиты, могут получить валюту не более, чем на 15 000 гривен в сутки (то есть чуть больше тысячи долларов). Все эти меры помогут хоть немного укрепить курс?
- Осложнения доступа к валюте и действительно должно немного укрепить гривну. Ведь что такое курс?
Это баланс между спросом на валюту и ее предложением. Когда заставят импортеров продавать валютную выручку и конвертировать в гривну денежные переводы, предложение валюты вырастет. Но смешно: человек за рубежом заработала валюту, а ее родственники здесь могут снять только гривны, потому Нацбанк так распорядился, - тогда как конвертационных центра с миллиардными оборотами в сутки как работали, так и работают. Почему бы не прикрыть их? Экономический блок правительства до сих пор не сделал ничего, чтобы нарастить производство для внутренних нужд. За полгода мы импортировали на полтора миллиарда продуктов питания. Детский пластилин покупаем в России! За валюту! Табака купили на 200 000 000. Конечно, есть товары, которые мы вынуждены импортировать. Но неужели нельзя наладить производство брюк, носков? Того, что Украинцы требуют для ежедневного потребления. Ведь такой импорт и подрывает курс, в конце концов, экономику. Чем меньше мы будем импортировать, тем меньше будет спрос на валюту. Мы вообще мало что производим. Что мы экспортируем? Полезные ископаемые, зерно, рапс, подсолнечник. То есть беспощадно эксплуатируем нашу землю, а ее ресурсы тоже не безграничны.
- Но трудно говорить об укреплении экономики, когда в части страны продолжаются боевые действия?

- Да, у нас война. И мы все это должны понимать. Это война против украинского народа, которую начал Янукович, а продолжил Путин. Это война добра со злом, и мы в ней победить, потому что на нашей стороне правда. Во время войны может быть всякое. Но это не причина ничего не делать. Наоборот, война может стать толчком для увеличения производства.

1 млрд. Долларов - столько валюты намерена скупить Нацбанк на межбанковском валютном рынке до конца года, чтобы пополнить золотовалютные резервы. Об этом говорится в новом меморандуме между Украиной и МВФ. Поэтому ожидать существенное укрепление гривны, пожалуй, не стоит. Предполагают, что Нацбанк не допустит укрепления гривни больше, чем до 12,5 гривны за доллар.
wz.lviv.ua

Комментирование временно запрещено