Кому выгодно банкротство ЛАЗа?

Экс-директор автобусного завода подозревает, что предприятие остановили по указанию российских властей

С начала года на Львовском автобусном заводе не выпустили ни одного автобуса - в статистике «Укравтопрома» напротив ЛАЗа стоят нули. Руководство завода утверждает, что «нули» не потому, что завод стоит, а потому, что статистику в «Укравтопром» они не подают. Однако сколько автобусов сошло с конвейера ЛАЗа в этом году, не уточнили. Бывший директор завода Игорь Малец говорит, до него дошли разговоры, что с завода уже даже начали вывозить некоторое оборудование ... «Главное, чтобы не начали вывозить стратегическое оборудования, например, лазерные резки. Потому что тогда реанимировать ЛАЗ будет практически невозможно », - говорит Игорь Малец.

Собственно бывшим директором г Мальца можно назвать лишь условно. По решению Апелляционного суда его обязаны восстановить в должности с 5 апреля 2012 года и выплатить заработную плату за вынужденный прогул. «Игорь Малец пришел на работу на автобусный завод в 2009 году, когда были массовые забастовки работников, более 17000000 гривен задолженности по заработной плате, - говорит председатель Львовской областной организации профсоюзов автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Оксана Захваткин. - Игорь Мальца, как кризисного менеджера, Игорь Чуркин (одному из совладельцев завода) порекомендовала областная администрация, которую тогда возглавлял Николай Кмить. Когда он пришел на завод, там осталось около 700 работников. Основная часть из них - инженерно-технические работники. Мы тогда пошли на такой непопулярный шаг и позволили сократить численность вспомогательного персонала с условием, что когда производство возобновится, им предложат работу в первую очередь. В то же время начали заново набирать рабочих. К 2010 году на заводе уже было 1200 человек. Понятно, что, чтобы завод заработал, нужно было заказ на автобусы. Мы тогда вместе с Федерацией профсоюзов и губернатором приложили немало усилий, чтобы заказ на автобусы к Евро-2012 дать именно ЛАЗа.

Завод заработал, зарплату постепенно начали выплачивать. А уже с сентября 2011 года снова начались проблемы. Людям платили только минимальную зарплату с тем, что потом доплатят. Владелец тогда объяснил, что надо поддержать другие его предприятия, а затем деньги компенсируют. Ничего не компенсировали, а взамен Чуркин распорядился, что Игорь Малец занимается только производственными делами, а зарплатой занимается начальник финансового отдела. Начали внедрять какую почасовую оплату труда, хотя никакими документами это не было регламентировано. Директор согласился подписать коллективный договор, а владелец сказал - не время ... Люди снова начали жаловаться в профсоюз. И тут вдруг узнаю из прессы, что директора уволили в связи с выходом на пенсию. Хотя по нашему трудовому законодательству нельзя уволить человека в связи с достижением пенсионного возраста. При этом сделали это задним числом - Игорь Малец работал до 27 апреля, а освободили его 5 апреля ».

Сам Игорь Емельянович говорит, что реальной причиной увольнения было не достижение пенсионного возраста, а то, что отказался подписывать оффшорный договор. Говорит, если бы его попросили написать заявление об увольнении, согласился. А так решил отстаивать свои права из принципа. Но больше всего его удивляет, почему владелец решил остановить производство, которое начало приносить прибыль. «Когда Игорь Чуркин принимал меня на работу, основной задачей было вывести завод из кризиса. Видно было, что он заинтересован, чтобы завод развивался. В конце концов, он и вкладывал сначала в производство. Например, к Евро-2012 мы установили новый конвейер для сборки троллейбусов, обновили модельный ряд. Осенью 2010 года начали изготавливать продукцию в Евро-2012. Один из совладельцев завода, Александр Лобко, хотел, чтобы мы использовали китайские комплектующие. Я сказал, что пока я директор, никаких китайских запчастей на автобусах не будет. Если вы хотите ставить то, что не соответствует технической документации, пишите отдельное распоряжение - я на это согласия не дам. И Чуркин тогда меня поддержал - не настаивал, чтобы мы использовали китайские комплектующие, - говорит Игорь Малец. - К Евро-2012 сделали около тысячи единиц техники. Это как минимум на полтора миллиарда гривен. Но в то же время имели еще и серьезный заказ для Македонии - 80 автобусов Евро-4, которые мы раньше не делали. Это была новая разработка. Когда я уходил в отпуск в конце апреля 2012 года, на счету было 137 000 000 гривен - то есть предприятие должно средства и на зарплату (хотя тогда ее уже выплачивали частично), и на развитие. Не понимаю, как можно было завод, который вышел на нормальный уровень, имел заказ, остановить. Игорь Чуркин - грамотный человек. Если он что-то делает - это не случайно. Говорят, это политика. Завод принадлежит гражданину России. Путин сказал - нам там завода не надо, надо все парализовать, вот они и выполняют указание. Может, Чуркину даже заплатили несколько миллионов, чтобы завод остановили ... России невыгодно иметь такого мощного производителя автобусов ».

Экс-директор убежден, что ЛАЗ все еще можно спасти, но для этого нужно, чтобы за него взялась местная власть. «Вот сейчас придет исполнительная служба, и меня восстановят в должности. Какая это работа? Это не работа. Я постоянно общаюсь с людьми, которые работали со мной на ЛАЗе. Они говорят, что могли бы вернуться, если им дадут гарантию, что завод будет работать хотя бы год. Нужно, чтобы губернатор, как в свое время Николай Кмить, нашел рычаги влияния на Чуркина и убедил его восстановить производство. Когда я пришел, завод был в долгах, электричество отключено. Губернатор тогда помог договориться о реструктуризации долгов, почти ежемесячно был на предприятии ... Его преемникам ЛАЗ оказался не интересным. Говорят, это частное производство - не можем вмешиваться ».

«У меня такое впечатление, что городская, областная совета не заинтересованы в том, чтобы завод работал. Хотя такое большое предприятие - это налоги в городской бюджет. Было решение сессии областного совета о реприватизации, но оно - лишь на бумаге. С тех пор прошел почти год, а в Верховную Раду никто с этим вопросом обратился, - говорит Оксана Захваткин. - Все решения по реприватизации должна принимать ВРУ по каждому предприятию отдельно. Если убрать его в Чуркина, надо вернуть средства, которые он за него заплатил. Это не такие большие деньги - он за все завод вместе с общежитиями заплатил 22 миллиона гривен. Но нельзя допустить, чтобы этот завод уничтожили. Он всегда был флагманом украинского автомобилестроения. Возможно, не все знают, но именно на Лазовском автобусе Гагарина подвозили к ракете перед полетом в космос. А мы позволяем все это уничтожить ».

wz.lviv.ua

Комментирование временно запрещено